Пятница, 26.04.2024, 07:13

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Персональный сайт
учителя информатики
Зиялтдинова Фидуса  Хамитовича

ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Сайты ОУ с.Бураева
  • МОБУ СОШ №1 с. Бураево
  • МОБУ СОШ №3 с.Бураево
  • МОБУ СОШ Бадраково
  • МОБУ СОШ Каинлыково
  • МОБУ СОШ Ванышево
  • МОБУ СОШ Кашкалево
  • МОБУ СОШ Новотазларово
  • МОБУ СОШ Тангатарово
  • МОБУ СОШ Челкаково
  • МОБУ ООШ Шукшаново
  • МОБУ ООШ Кудашево
  • МОБУ ООШ Кизганово
  • МОБУ ООШ Шабаево
  • МОБУ ООШ Ст.Бикметово

  • Время жизни сайта

    Готовимся к ЕГЭ


    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 31

    1. Теоретические основы медиаобразования

    Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы деятельности нашего общества. Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть  Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляют подростки и молодежь.

    Несмотря на положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и Интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети.  Они, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей и педагогов. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы: отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.

    Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

    В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и родителей.

    Основополагающим понятием в  медиаобразовании является понятие «медиа». Существует множество определений этого понятия. На наш взгляд наиболее точно отмечена двойственная трактовка «медиа» Л.М. Земляновой: «Media/медиа (средство, способ) означает средства связи и передачи информации различных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до самых современных, образующих глобальные информационные супермагистрали».

     В особую категорию выделяются mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями.

    Медиаобразование (англ. media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, направленное на изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

    Вместо понятия «медиаобразование» широкое распространение получил термин «медиаграмотность», который был впервые сформулирован в 1992 году в докладе Аспенского института на конференции, посвященной вопросам медиаграмотности в США.

    Медиаграмотность в международном праве определяется как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет   и  обеспечивает  главным  образом   медиабезопасность  детей.

    2. Нормы международного права.

    Нормативно-правовая база медиабезопасности в России

    Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется нормами международного права:

    • ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.;
    • Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.;
    • Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует);
    • Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп “О подписании Конвенции о киберпреступности”» от 22.03.2008 № 144-рп);
    • Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007);
    • Рекомендациями Комитета Министров государств-членов Совета Европы: относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг),   о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003),  по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с интернет-фильтрами;
    • Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных онлайн услуг (20.12.2006);
    • Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010).

    Для урегулирования отношений вокруг информации сомнительного содержания в России был принят  Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

    Он содержит ряд норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение  сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.

    Согласно закону, доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.

    В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью или развитию.

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

    • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
    • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
    • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
    • оправдывающая противоправное поведение;
    • содержащая нецензурную брань;
    • содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:

    • представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
    • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы или их последствий;
    • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
    • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    Согласно статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

    В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет.

    В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети Интернет).

    Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

    За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность.

    В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.

    В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6):

    1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

    2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

    3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

    4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

    5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

    6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

    7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

    8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

    Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе:  побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

    Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей: алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23), лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (ст. 24), основанных на риске игр, пари (ст. 27). Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

    Кроме вышеперечисленных законов, безопасность детей регулируется и другими законодательными актами:

    - ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    - ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1;

    - ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1;

    - ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

    - Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

    - Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537;

    - Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895.

    Регламентируется нормативными  правовыми актами субъектов Российской Федерации:

    - Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»;

    - Распоряжениями Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007         № 1447-р;

    - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

    3. Медиаобразовательная деятельность в системе образования

    Впервые в России анализ ключевых концепций медиаобразования был сделан А.В.  Шариковым в 1990 году.  Многие  десятилетия теоретические  концепции  и  модели  массового  медиаобразования разрабатывались в России профессиональными педагогами и искусствоведами,  работавшими  в  структурах  Российской  академии  образования (Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, С.И. Гудилина, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, Л.С. Прессман, К.М. Тихомирова, Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, Е.Н. Ястребцева и др.), в педагогических вузах и университетах (О.А. Баранов, Н.Б. Кириллова, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько и др.). Они работали над дидактическим подходом к медиаобразованию, где целью медиаобразования становится формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

    В результате эволюции теории медиаобразования в педагогической среде России сформировались модели медиаобразования:

    • образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;
    • воспитательно-этическая модель - рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;
    • практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;
    • эстетическая модель - ориентирована прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
    • социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.

    Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.

    В России по целям все концепции медиаобразования делятся на три группы.

    1. Всякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность и т.д.

    2. Оценочные – формирование критического мышления.

    3.  Коммуникативные  –  не  только  изучение  самой  области  массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла. Главное состоит не в том, чтобы дать учащимся комплекс знаний о массовой коммуникации, а в том, чтобы развивать саму способность к общению.

    Для наиболее эффективной реализации целей медиаобразования необходимо учитывать соблюдение следующих условий:

    –  реализация  принципа  универсальности  информации  (наличие развитого языка массовой коммуникации);

    – свобода выбора информационного канала;

    – равенство реципиентов перед информацией.

    В этом случае возникает не просто полноценный диалог учителя и  ученика,  но  реализуется  новый  тип  работы  с  информацией,  когда учитель, ученик и медиа вступают в трехстороннее общение. Это имеет особое значения для воспитания (вводится постоянный фактор учета чужого мнения, в явной или скрытой форме присутствующего в сообщениях СМИ), для формирования ценностных ориентаций личности. Сегодня в России в большей степени продвигается компьютерная грамотность преимущественно на уроках информатики, которые входят в обязательную программу обучения. Учителя информатики вносят свой вклад в развитие компьютерной грамотности, разрабатывая собственные сайты для обучения навыкам работы с компьютером,

    в Интернете. Кроме того, интернет-сообщество разрабатывает и продвигает курсы компьютерной грамотности на специализированных сайтах, что оказывает влияние на общий уровень компьютерной грамотности.

    В 2013 году в России было проведено первое общероссийское научное  исследование  цифровой  компетентности  подростков  и  их  родителей. В исследовании приняли участие 1203 подростка 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста. Опрос был проведен в 45 регионах 8 федеральных округов Российской Федерации. Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет. Согласно  данным  опроса,  абсолютное  большинство  российских детей и родителей обучались пользованию Интернетом самостоятельно (67% родителей и 75% подростков). Каждый пятый родитель признался, что его научили пользоваться Интернетом собственные дети. Лишь 13% детей указали, что их научили пользоваться Интернетом в школе. Помощь учителей в школе подростки оценивают невысоко: лишь 39% школьников  удовлетворены  знаниями  об  использовании  Интернета, которые они получили в школе. Каждый десятый подросток сказал, что знает об Интернете больше учителей.

    Проблемы  медиаобразования  привлекают  сегодня  представителей самых разных наук – педагогики, психологии, социологии, философии, культурологии, искусствоведения, филологии, политологии и других.  Медиаобразование  становится  важнейшей  частью  образовательного процесса во многих странах мира.

    Принятая Резолюция Европейского парламента, которая утверждает, что «медиаобразование должно стать компонентом формального образования, доступным всем детям, оно должно стать неотъемлемой частью учебной программы на каждой ступени школьного обучения». Резолюция настоятельно рекомендует включить медиаграмотность в качестве девятой базовой компетенции в европейскую программу образования в течение всей жизни. Также  рекомендует включить в программу подготовки педагогических кадров обязательные модули по медиаобразованию для всех ступеней школьного образования, чтобы  способствовать  более интенсивному внедрению этого предмета. Призывает соответствующие органы федеральной власти познакомить учителей всех специальностей и во всех типах школ с использованием аудиовизуальных средств обучения и с проблемами, касающимися медиаобразования.

    В  России  в  настоящее  время  официально  медиаобразование  как направление  образования  не  принято.  Не  существует  официально утвержденных  программ  по  медиаобразованию,  это  направление  не входит в новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Но активно развивается такое направление, как медиабезопасность,  связанное  с  информационной  безопасностью.  Федеральная служба  по  надзору  в  сфере  связи,  информационных  технологий  и массовых коммуникаций Российской Федерации в ноябре 2013 года разработала  Концепцию  информационной  безопасности  детей.  Авторами  концепции  стали  Уполномоченный  по  правам  ребенка  при Президенте  РФ  Павел  Астахов,  декан  факультета  психологии  МГУ им.  М.В.  Ломоносова  Юрий  Зинченко,  декан  факультета  журналистики МГУ им. Ломоносова Елена Вартанова. Согласно этой концепции в школах    проводятся уроки медиабезопасности, которые направлены на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

    Кроме того, российские специалисты в области медиаобразования руководствуются  в  своей  деятельности  Национальной  стратегией  действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Главная цель Национальной стратегии – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

    4. Роль и значение медиа в жизни современного школьника

    Человек в современном обществе является активным потребителем разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается.  Средства массовой коммуникации, новые технологии  проникли во все сферы жизни человека. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.

    Современное  подрастающее  поколение  все  чаще  называют  «медийным».  И  хотя степень  осведомленности  о  различных  средствах  массовой  коммуникации  зависит  от множества факторов, основными из которых являются возраст, наличие медийных средств, интерес, проявляемый к медиа, неизменно растет, а свободное время большинства сегодняшних  детей  тесно  связано  именно  со  средствами  массовой  коммуникации.  Это неудивительно, ведь  для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно Интернет),  гораздо  больше,  чем простые  средства  познания  окружающего  мира.

    Дошкольники сегодня довольно уверенно постигают премудрости телевизионной и компьютерной техники, без особого труда овладевают медийными новшествами,  чувствуют  себя  «как  рыба  в  воде»,  осваивая  свой  первый  мобильник.  По данным  исследований  последних  лет  сегодняшние  первоклассники  приходят  в  школу, имея  за  плечами  значительный  медийный  опыт.  У большинства из них имеются достаточно стойкие медийные предпочтения: любимые фильмы и телевизионные программы, компьютерные игры, журналы и т.д. Самыми популярными у подрастающего поколения в настоящее время являются экранные медиа: телевидение, кинематограф, видео, DVD.  Именно  с  экрана начинается  знакомство  ребенка  с  медиамиром. 

    Согласно данным современных исследований среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с 2-х лет.  Так называемое «телесмотрение» способно значительно облегчить жизнь молодых родителей, в  особенности  мам,  которые  очень  загружены  домашней  работой.  Стоит включить ребенку телевизор, купить несколько дисков с интересными мультфильмами, и пару-тройку часов в день можно спокойно заниматься своими делами.  К трем годам у ребенка уже есть любимые мультипликационные герои, и понравившиеся мультики он смотрит по нескольку десятков, а то и сотен раз… Иногда даже отказывается от традиционного чтения на ночь любимой сказки, лишь бы подольше посидеть перед «голубым экраном».  

    К пяти-шести годам все тот же среднестатистический российский ребенок начинает осваивать  компьютер.  Конечно, родители стараются покупать компьютерные игры, которые носят развивающий характер.  Действительно,  с  их  помощью  можно  в увлекательной  форме  овладеть  азбукой,  постичь  тайны  устного  счета,  познакомиться  с другими странами и континентами, изучить иностранный язык и т.д. Современные дети достаточно быстро осваивают компьютерную технику: не проходит и двух месяцев, как ребенок  сам  включает  компьютер,  пробует  войти  в  Интернет.  В  скором  времени,  как правило,  дети  и  родители  меняются  местами,  и  юные  компьютерщики  не  без удовольствия  и  с  плохо  скрываемым  превосходством  демонстрируют  родителям,  как найти тот или иной сайт, загрузить новую программу, «закачать» музыку или фильм и т.п.

    Каждый заботливый родитель стремится, чтобы ребенок вовремя постиг азы чтения. Кроме красочных книг в детской библиотеке появляется и детская периодика – журналы, где  наряду  с  увлекательными  рассказами  и  стихами  можно  найти  познавательные  игры, позволяющие  развивать  зрительную  память,  пространственное  воображение,  логическое мышление.

    Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже достаточно близко знакомы с медиамиром.

    Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF), несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 часов, контактируя с различными экранными медиа, в то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30-40 минут в день.  В стремительном темпе нашей жизни катастрофически не хватает времени, чтобы поговорить со своим ребенком по душам, расспросить обо всем! Ребенок привыкает к тому, что мама очень занята, а папа всегда на работе. Вот он и стремится восполнить дефицит общения, уютно устроившись на диване перед телевизором или включая компьютер. 

    Поэтому необходимо развивать у детей-зрителей, читателей, пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране.  Здесь,  конечно  же, огромная  роль  отводится  родителям  –  первым  советчикам  и  консультантам  ребенка  в огромном медийном мире. 

    Общение с медиамиром не замыкается у младших школьников только

    просмотром  сериалов,  телевизионных  программ  и  мультфильмов.  Все  больше  детей младшего школьного возраста обращаются к виртуальному миру – миру компьютерных игр, общения в сети Интернет. 

    Играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности, работая с обучающими программами, входя в Интернет, современные школьники погружаются в особый, виртуальный мир. За  необходимой  информацией  учащиеся, начиная  с  младшего  школьного  возраста,  обращаются  к  виртуальным  источникам (Интернет,  компьютерным  справочникам  и  энциклопедиям)  едва  ли  не  чаще,  чем  к обычным книгам и учебным пособиям. 

    Компьютерный  мир,  в  том  числе  и  игровой,  открывает  современному  молодому поколению  широкие  возможности. 

    Во-первых,  он  является  важным  источником информации: ребенок может  найти  и прочитать  практически  любую  интересующую  его книгу  на  любом  языке  или  найти  по  ключевым  словам  сообщение  на  волнующую  его тему.

    Во-вторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют дефицит общения, в том числе и со взрослыми.  Они  активно  знакомятся  в  Интернете, переписываются  с  виртуальными  друзьями  при  помощи  электронной  почты.  Здесь  в виртуальном  общении  есть  важная  особенность,  которая  привлекает  к  себе  юных пользователей – возможность высказывать свое мнение, общаться, не раскрывая при этом собственного имени, адреса и т.д. Такое общение становится очень привлекательным для ребенка, ведь можно открыто рассказать о своих проблемах, поделиться переживаниями, не боясь, что тебя узнают. 

    В-третьих,  компьютер  –  это  увлекательная  форма  отдыха  и  развлечения. Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д. – все это вполне доступно для любого школьника.

     В-четвертых, компьютерная техника может быть  использована  как  средство  обучения.  Это  и  дистанционное  обучение,  и  изучение научных  данных,  справочников,  географических  карт,  и  такое  знакомое  практически каждому учащемся «скачивание» рефератов.

    Медиамир ребенка невозможно представить себе без мобильного телефона. Никто не будет спорить с тем, что появление мобильной телефонии значительно облегчает жизнь каждого человека: в любое время и в любом месте можно связаться с нужным абонентом. Многие родители вздохнули спокойно: наконец-то они в любое время могут узнать, где находится и чем занимается их ребенок. К радости детей современные мобильные телефоны – это не только средство связи, но еще и увлекательные игры, новые мелодии, яркие картинки, фото- и видеокамера, радиоприемник и проигрыватель. 

    Современный школьник  видит  через  медиамир не  только  детские  фильмы  и  передачи, играет  не  только  в  те  игры,  которые  предназначены  для  его  возраста,  но  и  является активным потребителем медиаинформации, предназначенной для взрослых. В основном, его  медийные  предпочтения  ориентированы  на  развлечения. Безусловно, стихийный опыт общения с медиа в какой-то мере  учит  школьника  воспринимать  медийный  язык,  отслеживать  цепь  событий,  но вместе с тем у детей возникает много вопросов и непонимания, связанных с медиа.

    Всё это заставляет взрослых серьезно задуматься над проблемой медиасредств массовой коммуникации и их влияния на здоровье и развитие ребенка, а также над отношением взрослых к образованию, развитию и духовному становлению ребенка медийного поколения. 

    5. Роль семьи и образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей и подростков

    По данным социологических исследований последних лет среди источников получения и каналов передачи информации, которые выбирают дети, безусловным лидером являются средства массовой информации и коммуникации, в том числе электронные. Свой досуг подростки всё чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, получаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, педагогами.

    Являясь активными пользователями различных медиа, дети и подростки не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания. Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиаканалам, направлена на манипулирование сознанием потребителя.

    Полномочия по надзору за сферой медиаобразования распределены по различным министерствам и ведомствам и вписаны в различные программы, близкие по содержанию, в частности, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и т.д. Однако российское медиаобразование постепенно начинает приобретать признаки социального института.

    Тем не менее начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общени

    Архив записей

    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Поиск

    татарские песни

    Друзья моего сайта
  • Галиев И.Х
  • Галиева Ч.Ф
  • Шуварова С.А
  • Ахметзянова Л.А
  • Шарипова З.Х
  • Нургаянова Г.Р
  • Кашапова А.Ф
  • Марушевская Р.Р
  • Рахимова Р.Р
  • Ситдикова Л.Р
  • Габдрашитова Г.Х
  • Гильмутдинова Г.Ф
  • Гумерова А.К
  • Зиялтдинов Ф.Х
  • Рахимова .Р.Р
  • Ситдикова .Л.Р
  • Кашапова А.Ф
  • Исламова .С.Г
  • Ситдикова И.М
  • Шайхутдинова .Р.М
  • Рафикова .Г.М
  • Гильмутдинова .Г.Ф
  • Раянова А.Р

  • Слайд-шоу

    Погода в Бураево

     
     проба




     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz